История газового хозяйства города Москвы

История газового хозяйства столицы началась с конкурса на освещение города газовыми фонарями, который в 1865 году объявила Московская городская дума. До этого улицы Москвы освещали 6000 масляных фонарей, установленных на деревянных столбах. Их обслуживали фонарщики, набранные из штрафных солдат, которые были в подчинении оберполицмейстера.

В конкурсе победила англо-голландская компания «Голдсмит и Букье»: с ней был заключен контракт на 30 лет для установки в общей сложности 3 000 фонарей.

Подрядчики получили монопольное право на освещение города, а также беспошлинный ввоз оборудования и материалов для строительства завода по производству искусственного газа из каменного угля, газопроводов, фонарей, горелок, счетчиков и прочего оборудования. Каменный уголь ввозился из Англии.

В том же году началось строительство газового завода в Москве, на берегу реки Яузы.

Историческим событием для развития газового хозяйства Москвы по праву считается 29 ноября 1865 года. В этот день началось заполнение «светильным» газом трех построенных подземных чугунных газопроводов, которые доходили до Красной площади, до Покровских ворот и до Садового кольца.

Первые 500 фонарей и 6 верст ниток газопроводов поставлены под герметизацию. Заложен первый камень в фундамент производственных помещений Московского газового завода.

Московский газовый завод. Газгольдеры

Московский газовый завод. Газгольдеры

В ноябре 1866 года в Москве в Сусальном переулке было завершено строительство завода по производству светильного газа. Одновременно была построена газовая сеть Москвы, в основном из чугунных труб небольшого диаметра, рассчитанных на обеспечение газом уличных фонарей. Исключение составляли газопроводы из чугунных труб большого диаметра (400–900 мм) от газового завода до центра города и по Садовому и Бульварному кольцу, проложенные в 1865–1867 годах.

В этот период система газоснабжения города была одноступенчатой. Газ из газгольдеров (мокрых, переменного объема), давление в которых колебалось от 100 до 200 мм водяного столба, поступал в регуляторный цех для понижения его до нормального, т. е. 50 мм водяного столба, затем газ поступал в городскую сеть.

В 1905 году по условиям контракта газовый завод переходит в ведение городской управы. На баланс было принято 215 верст газовых сетей (примерно 230 км), 8 735 газовых фонарей и около 4 тысяч частных потребителей. Общая стоимость принятого газового хозяйства составляла 2,5 млн рублей. Передача газового хозяйства в ведение городской управы привела к улучшению его эксплуатации и увеличению производства газа в городе.

Следующий этап своего развития газовое хозяйство переживало в годы первых советских пятилеток. Расширялась сфера применения газа в Москве: не только для освещения города, но и в текстильном, кондитерском, стекольном и металлургическом производствах. В 1910–1914 годах был реконструирован Московский газовый завод. Производство газа достигло 18,7 млн куб. метров в год.

Московский газовый завод

Московский газовый завод

В 1931 году был образован трест «Мосгаз». Введен в эксплуатацию завод «Нефтегаз» по производству газа из нефти. 8 лет спустя решением Мосгорисполкома для координации работы газовых хозяйств трест «Мосгаз» был передан Управлению топливно-энергетического хозяйства города Москвы. В дальнейшем трест пережил несколько преобразований и, наконец, с 7 сентября 1945 года стал официально называться Московский государственный трест по эксплуатации газовых сетей и установок по обслуживанию потребителей газа «Мосгаз».

В 1937 году завод был признан предприятием, имеющим первостепенную государственную значимость, остановка которого недопустима. По генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года планировалось довести производство газа до 0,6 млрд м³ в год к 1945-му году. К началу Великой Отечественной войны Москва потребляла 176,1 млн м³ в год, а протяженность сетей составляла 546 км.

Наращивание мощностей производства искусственного газа имеет свои пределы. В 1944 году было принято решение о строительстве газопровода с Саратовского месторождения природного газа в Москву. Строительство газопровода было завершено в июле 1946 года. Первый в стране магистральный газопровод природного газа «Саратов — Москва» имел протяженность 850 км и был оборудован шестью компрессорными станциями. За организацию снабжения газом столицы группа работников газового хозяйства была награждена орденами и медалями, а Московский газовый завод — орденом «Трудового Красного Знамени».

Строительство магистрального газопровода Саратов — Москва

Строительство магистрального газопровода Саратов — Москва

По завершении строительства в 1946 году магистрального газопровода Саратов — Москва началась массовая газификация города. Дальнейшее развитие получила газовая сеть Москвы, сформировалась кольцевая схема с тремя ступенями давления. В соответствии с принятой схемой был сооружен кольцевой газопровод высокого давления диаметром 600 мм (в районе Окружной железной дороги) дополнительно к уже существующему кольцу среднего давления. Были построены распределительные лучевые газопроводы диаметром 300–400 мм с установкой на них регуляторных станций для подпитки газом газопроводов высокого, среднего и низкого давления.

В период с 1947 по 1959 годы были введены в эксплуатацию Карачаровская, Очаковская, Головинская и Южная газгольдерные станции, обеспечивающие нормальное газоснабжение потребителей в часы «пик» и дни резкого похолодания.

Изменению облика Москвы в те годы в немалой степени способствовали перемены в газовом хозяйстве. На смену твердому и жидкому топливу пришел природный газ. Его преимущества неоспоримы — как с точки зрения экологии, так и с точки зрения экономики. Дворовые территории освобождались от складских помещений для хранения угля, дров и гор шлака, располагавшегося рядом с ними. На освободившихся складских территориях москвичами посажены деревья, кустарники, разбиты цветники, устроены детские и спортивные площадки.

Природный газ в сравнении с другими видами топлива выгодно отличается от них. Он не имеет вредных примесей, обладает большой теплотворной способностью, высоким коэффициентом полезного действия, легко транспортируется по трубам в любое место, а величина пламени хорошо поддается регулировке. Это делает природный газ наиболее эффективным видом топлива.

Успешное развитие газовой промышленности и обеспечило замену в топливопотреблении Москвы угля, дров, мазута природным газом.

В 1950 году газ в топливном балансе города составлял 8,7%. В 1965 году — к столетию газового хозяйства Москвы — доля газа в топливном балансе столицы составляла уже 70%.

Сегодня доля газа в топливном балансе столицы приближается к 100%. Изменение структуры топливного баланса способствовало улучшению воздушного бассейна города и одновременно позволило облегчить условия труда, автоматизировать тепловые производственные процессы, создать условия безопасного пользования газом, освободить от непроизводительного труда тысячи людей.

Вернуться
на главную
© АО «МОСГАЗ», 2020 - 2024 При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
#str#